5-7 класс Евгений Агранович - Сосед! Мы здесь в лесу одни Полночною порою. Ту тайну свято ты храни, Что я тебе открою. Свершили в чаще колдуны Над Робин Гудом чудо: При свете солнца и луны Нет смерти Робин Гуду, В костре он будет невредим, Из битвы выйдет целый, И от стальной его груди Отскакивают стрелы. - Нет, ложную ты слышал весть, Сосед, об этом чуде! Наш Робин должен пить и есть, Как все на свете люди. Как ты да я, он не стальной, Ничуть других не тверже! И может быть пронзен стрелой Или мечом повержен. Тогда над ним склонится друг, Из близких самый смелый, И из его застывших рук Он примет лук и стрелы. В заветный рог он затрубит Над рощами Шервуда. Пока он в схватке не убит, Он будет Робин Гудом! Ты можешь Гудом стать, сосед, А может, я им буду. Вот почему на тыщу лет Нет смерти Робин Гуду. Напишите отзыв о прочитанном стихотворении. Написать его вам помогут следующие вопросы (желательно ответить на некоторые их них, но не обязательно на все). 1) Кто такой Робин Гуд? Расскажите о сподвижниках и противниках Робин Гуда. Из каких источников мы знаем о нем? 2) Вообразите и опишите тех двоих, кто ведет разговор о Робин Гуде. Кто они? Почему они обращаются друг к другу «Сосед!»? Прокомментируйте следующие строчки: Ты можешь Гудом стать, сосед, А может, я им буду. Каким образом, по логике этого стихотворения, можно стать Робин Гудом? 3) В стихотворении говорится, что слухи о колдовском чуде – это ложь. А чудо на самом деле в другом. В чем же чудо, связанное с именем Робин Гуда? 4) Какое отношение тема Робин Гуда имеет к современности? Прокомментируйте финал, как связаны между собой первые две и последние две строки в финальной строфе, каково значение логической связки «вот почему»? 5) Кто из зарубежных и русских писателей обращался в своих произведениях к теме Благородного разбойника? 6) Что нового о Робин Гуде вам говорит это стихотворение? Сделайте краткую аннотацию Вашей работы на одном из европейских языков (английский, немецкий, французский, испанский). 8-9 класс Александр Блок РАВЕННА Всё, что минутно, всё, что бренно, Похоронила ты в веках. Ты, как младенец, спишь, Равенна, У сонной вечности в руках. Рабы сквозь римские ворота Уже не ввозят мозаик. И догорает позолота В стенах прохладных базилик. От медленных лобзаний влаги Нежнее грубый свод гробниц, Где зеленеют саркофаги Святых монахов и цариц. Безмолвны гробовые залы, Тенист и хладен их порог, Чтоб черный взор блаженной Галлы, Проснувшись, камня не прожег. Военной брани и обиды Забыт и стерт кровавый след, Чтобы воскресший глас Плакиды Не пел страстей протекших лет. Далёко отступило море, И розы оцепили вал, Чтоб спящий в гробе Теодорих О буре жизни не мечтал. А виноградные пустыни, Дома и люди - всё гроба. Лишь медь торжественной латыни Поет на плитах, как труба. Лишь в пристальном и тихом взоре Равеннских девушек, порой, Печаль о невозвратном море Проходит робкой чередой. Лишь по ночам, склонясь к долинам, Ведя векам грядущим счет, Тень Данта с профилем орлиным О Новой Жизни мне поет. Следующие вопросы и задания помогут вам написать небольшое эссе о прочитанном стихотворении (желательно ответить на некоторые их них, но не обязательно на все). 1) Дайте исторический (историко-литературный) комментарий всем именам собственным в этом стихотворении. Почему их так много? Как это связано с содержанием стихотворения? 2) Почему слова «Новая Жизнь» написаны с заглавной буквы? 3) Древний город – это сложным образом организованное культурное пространство, где история оставляет свои материальные следы. Из каких конкретных предметных деталей складывается образ Равенны? Какие исторические эпохи и события оставили свои отпечатки на Равенне? 4) 4, 5 и 6 строфы стихотворения построены очень похожим образом. Как соотносятся в них первые две и последние две строки? Как вообще в стихотворении соотносятся описательные фрагменты и размышления? Что значит частица «лишь» в трех последних строфах стихотворения? 5) Как в стихотворении соотносятся реальность и мир воображения? Что лирический герой действительно мог увидеть в Равенне, а что ему привиделось-почудилось? Почему виды города вызывают в герое такую богатую работу воображения? 6) Как в образе Равенны соотносятся природное (то, что существует помимо человека) и культурное (созданное человеком), можно ли отделить одно от другого? Как вы понимаете 7 строфу стихотворения? Каково значение в стихотворении мотивов сна, забвения, безмолвия, смерти и новой жизни? Сделайте краткую аннотацию Вашей работы на одном из европейских языков (английский, немецкий, французский, испанский). 8-9 класс Наум Коржавин ГЕНЕРАЛ Малый рост, усы большие, Волос белый и нечастый, Генерал любил Россию, Как предписано начальством. А еще любил дорогу: Тройки пляс в глуши просторов. А еще любил немного Соль солдатских разговоров. Шутки тех, кто ляжет утром Здесь в Крыму иль на Кавказе. Устоявшуюся мудрость В незатейливом рассказе. Он ведь вырос с ними вместе. Вместе бегал по баштанам... Дворянин мелкопоместный, Сын в отставке капитана. У отца протекций много, Только рано умер — жалко. Генерал пробил дорогу Только саблей да смекалкой. Не терпел он светской лени, Притеснял он интендантов, Но по части общих мнений Не имел совсем талантов. И не знал он всяких всячин О бесправье и о праве. Был он тем, кем был назначен,— Был столпом самодержавья. Жил, как предки жили прежде, И гордился тем по праву. Бил мадьяр при Будапеште, Бил поляков под Варшавой. И с французами рубился В севастопольском угаре... Знать, по праву он гордился Верной службой государю. Шел дождями и ветрами, Был везде, где было нужно... Шел он годы... И с годами Постарел на царской службе. А когда эмира с ханом Воевать пошла Россия, Был он просто стариканом, Малый рост, усы большие. Но однажды бывшим в силе Старым другом был он встречен. Вместе некогда дружили, Пили водку перед сечей... Вместе все. Но только скоро Князь отозван был в Россию, И пошел, по слухам, в гору, В люди вышел он большие. И подумал князь, что нужно Старику пожить в покое, И решил по старой дружбе Все дела его устроить. Генерала пригласили В Петербург от марша армий. Генералу предложили Службу в корпусе жандармов. — Хватит вас трепали войны, Будет с вас судьбы солдатской, Все же здесь куда спокойней, Чем под солнцем азиатским. И ответил строгий старец, Не выказывая радость: — Мне доверье государя — Величайшая награда. А служить — пусть служба длится Старой должностью моею... Я могу еще рубиться, Ну, а это — не умею. И пошел паркетом чистым В азиатские Сахары... И прослыл бы нигилистом, Да уж слишком был он старый. 1950 Следующие вопросы и задания помогут вам написать небольшое эссе о прочитанном стихотворении (желательно ответить на некоторые их них, но не обязательно на все). 1) Перечислите войны, в которых участвовал генерал. Назовите предположительную дату его рождения. Обоснуйте свои выводы цитатами из текста. 2) Кто такие интенданты и за что генерал их мог притеснять? Как вы думаете, притеснение интендантов положительно или отрицательно характеризует генерала? 3) Как вы понимаете выражение: «Соль солдатских разговоров»? 4) Что значит выражение «прослыл бы нигилистом»? Почему старик не мог прослыть нигилистом? 5) Как вы понимаете строчки: Но по части общих мнений Не имел совсем талантов. И не знал он всяких всячин О бесправье и о праве. Как эти строчки характеризуют героя? 6) В стихотворении можно найти «речевые ошибки»: «А когда эмира с ханом / воевать пошла Россия», «Хватит вас трепали войны». Почему автор их допустил? 7) Герой стихотворения говорит: «Это - не умею». Что «это» он не умеет? Почему он так непрямо выразился? 8) В одной строфе автор использует неопределенно-личные конструкции: «генерала пригласили», «генералу предложили». С какой целью он это делает? 9) Какие фольклорные элементы вводит автор в свое стихотворение? С какой целью он это делает? 10) В стихотворение Коржавина можно расслышать разные голоса. Какие? Знаете ли Вы, что такое литературный сказ? Можно ли увидеть в стихотворении элементы сказа? В некоторых местах (каких?) мы слышим в стихотворении ироническую интонацию. Почему? Каково вообще отношение автора к герою? Откуда мы можем это понять? 11) Кто из русских генералов (один или несколько) мог послужить прототипом главного героя? Обоснуйте ваше мнение. 10-11 класс Александр Кушнер В О С П О М И Н А Н И Я Н. В. была смешливою моей подругой гимназической (в двадцатом она, эс-эр, погибла), вместе с ней мы, помню, шли весенним Петроградом в семнадцатом и встретили К. М., бегущего на частные уроки, он нравился нам взрослостью и тем, что беден был (повешен в Таганроге), а Надя Ц. ждала нас у ворот на Ковенском, откуда было близко до цирка Чинизелли, где в тот год шли митинги (погибла как троцкистка), тогда она дружила с Колей У., который не политику, а пенье любил (он в горло ранен был в Крыму, попал в Париж, погиб в Сопротивленье), нас Коля вместо митинга зазвал к себе домой, высокое на диво окно смотрело прямо на канал, сестра его (умершая от тифа) Ахматову читала наизусть, а Боря К. смешил нас до упаду, в глазах своих такую пряча грусть, как будто он предвидел смерть в блокаду, и до сих пор я помню тот закат, жемчужный блеск уснувшего квартала, потом за мной зашел мой старший брат (расстрелянный в тридцать седьмом), светало... 1 9 7 9 Следующие вопросы и задания помогут вам написать небольшое эссе о прочитанном стихотворении (желательно ответить на некоторые их них, но не обязательно на все). 1) Почти все герои стихотворения умерли не своей смертью, насколько характерны их судьбы для людей этого поколения? Дайте исторический комментарий к кратким сообщениям лирического героя о гибели героев воспоминаний. Попытайтесь реконструировать его мироощущение. Какова, с его точки зрения, логика человеческой жизни, есть ли в ней смысл, как соотносятся частная жизнь человека и события большой истории? 2) Сколько лет отделяет «автора», пишущего эти «воспоминания», от описываемых событий? Почему они запомнились с такой подробностью? Каково значение вставных конструкций (отмеченных скобками)? Сколько в стихотворении временных пластов, каково в нем соотношение прошлого и будущего? 3) Как вы представляете себе «автора» этих «воспоминаний», как этот автор соотносится с поэтом Александром Кушнером? Почему К.М. нравился «автору» тем, что был беден? 4) Какое, на ваш взгляд, настроение у этого стихотворения? Насколько оно соответствует тому, что рассказывает «автор»? Какими средствами это настроение передается читателю? 5) Обратите внимание на название стихотворения. К какой стихотворной и – шире – литературной традиции оно отсылает? В чем существенное отличие того, как вспоминает лирический герой Кушнера, от того, как предавались воспоминаниям лирические герои в поэзии 19 – начала 20 века? 6) Обратите внимание на синтаксическое строение стихотворения, какую функцию, на ваш взгляд, несет на себе такое синтаксическое строение? 7) Что означает многоточие в конце стихотворения? Почему воспоминание неожиданно обрывается? 8) Героиня стихотворения читает наизусть Ахматову. Представьте себе, что вы ставили бы этот эпизод на сцене. Какие стихи Ахматовой вы бы выбрали для чтения героини? Почему? Сделайте краткую аннотацию Вашей работы на одном из европейских языков (английский, немецкий, французский, испанский). 11 класс Анна Ахматова Стансы Стрелецкая луна. Замоскворечье... Ночь. Как крестный ход, идут часы Страстной Недели... Я вижу страшный сон. Неужто в самом деле Никто, никто, никто не может мне помочь. В Кремле не надо жить — Преображенец прав, Там зверства древнего еще кишат микробы; Бориса дикий страх и всех иванов злобы, И самозванца спесь взамен народных прав. Апрель 1940 Москва Следующие вопросы и задания помогут вам написать небольшое эссе о прочитанном стихотворении (желательно ответить на некоторые их них, но не обязательно на все). 1) К каким историческим личностям и событиям отсылает читателя стихотворение? 2) О каком самозванце может идти речь в последней строке? 3) Как вы понимаете вторую строку стихотворения? Как эта строка соотносится со временем написания стихотворения? 4) Какие реальные события в жизни Ахматовой и нашей страны отражены в стихотворении? 5) В 30-40-е годы прошлого века личности Ивана Грозного и Петра I и исторические эпохи с ними связанные привлекали внимание как власти, так и многих художников. Как вы думаете, почему? Как трактовались эти исторические фигуры в официальной советской культуре? Сравните эту трактовку с ахматовской. 6) В стихотворении возникает мотив страшного сна, кошмара. Какой страшный сон мог присниться героине? Попробуйте его вообразить и описать. Как вы думаете, какие страшные сны из произведений русской литературы 19-20 вв. могла помнить Ахматова? 7) Стихотворение Ахматовой стилистически однородно, за исключением одного слова – «микробы». Как вы думаете, зачем поэт использует это стилистически чуждое слово? Может быть, вам удастся соотнести этот образ с подобными образами в русской литературе? 8) В стихотворении присутствует неправильная грамматическая форма слова «злоба». Употребляя это слово во множественном числе, автор переводит его из разряда отвлеченных существительных в разряд конкретных. Как это меняет смысл высказывания? 9) Стихотворение «Стансы» Анны Ахматовой не имеет единственного закрепленного варианта (почему?). Со слов М.С. Муравьева стихотворение было записано так: Стансы Стрелецкая луна. Замоскворечье. Ночь. Как крестный ход идут часы Страстной Недели... Я вижу страшный сон. Неужто в самом деле Никто, никто, никто не может мне помочь? «В Кремле не можно жить» — Преображенец прав, Там зверства древнего еще кишат микробы; Бориса дикий страх, всех Иоаннов злобы, И самозванца спесь — взамен народных прав. Какие можно зафиксировать отличия на уровне лексики и синтаксиса? Подумайте, как от этого меняется смысл стихотворения? 10) В первой строфе лирическая героиня сближается со стрелецкими женами, а вторая начинается утверждением «Преображенец прав». Нет ли здесь противоречия? Какова логика такого перехода? 11) Почему стихотворение так называется? Кто еще из русских поэтов известен как автор стансов? Как стихотворение Ахматовой соотносится с традицией русских стансов? Сделайте краткую аннотацию Вашей работы на одном из европейских языков (английский, немецкий, французский, испанский).
|